понедельник, 11 июня 2012 г.

Физическая культура

Термин «физическая культура» впервые появляется в XIX веке. Он означал тогда определенную систему физических упражнений для «воспитания, и развития красоты тела». В настоящее время в Советском энциклопедическом словаре физическая культура рассматривается как «часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Физическая культура в обществе: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, спортивные достижения и др.». Подлинная физическая культура теснейшим образом связана с самодисциплиной и распорядком дня.

Основоположники научного коммунизма рассматривали физическую культуру как одно из основных средств воспитания. К. Маркс указывал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.

В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». 

К. Маркс и Ф. Энгельс выступали за необходимость физического воспитания с раннего школьного возраста. По мнению Ф. Энгельса, своевременно начатое физическое воспитание необходимо для хорошей физической подготовки юношей. «Не лучше ли систематически и основательно обучать вольной гимнастике и упражнениям на гимнастических снарядах учащихся всех классов, пока их члены еще не утратили своей эластичности и гибкости, чем биться, как это делают теперь, над двадцатилетними парнями, в поте их лица — и своего собственного,— тщетно пытаясь вернуть их костям, мускулам и связкам, огрубевшим от работы, прежнюю подвижность и гибкость?» 

Они рассматривали физическое воспитание как одно из важных средств разносторонней подготовки пролетариата к революционной борьбе.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура прочно входит в жизнь молодой советской республики. Она становится средством не только физического развития, оздоровления и профессионально-прикладной подготовки, но и средством развития морально-волевых, коллективистских качеств, сплочения широких рабоче-крестьянских масс и вовлечения их в общественно-политическую жизнь.

По предложению В. И. Ленина в 1918 г. создается Всевобуч, в программе которого для подготовки выносливых и закаленных бойцов большое место отводилось физической подготовке. На базе Всевобуча началось массовое развитие физической культуры в стране. В этом же году в Москве и Петрограде открываются институты физической культуры. А в 1919 г. проводится первый Всероссийский съезд по физической культуре, допризывной подготовке и спорту. Для руководства физкультурным движением создается Высший Совет физической культуры республики.

В. И. Ленин, творчески развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о гармоническом развитии личности, особое внимание обращал на физическое воспитание молодежи, ее всестороннее развитие.

«Молодежи,— говорил Ленин,— особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно». 

Указания В. И. Ленина легли в основу физического воспитания молодого поколения — творцов новой жизни.

В Постановлении ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. говорилось: «Борьба за здоровую смену должна быть проникнута указанием Ленина на то, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма, именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами».

Огромную роль в развитии массового физкультурного движения в стране сыграло создание в 1931 — 1934 гг. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». В нем нашли свое выражение идеи всестороннего физического развития и прикладной подготовки к труду и защите социалистической Родины.

Выполняя волю партии, советская молодежь настойчиво готовилась к грядущим боям на трудовом и боевом фронтах, усиленно занимаясь физической и военной подготовкой.

Характерно, что многие физическим воспитанием занимались самостоятельно, не имея нужного спортивного имущества и инвентаря.

Прославленный военный летчик, трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин в своих мемуарах пишет, как он решил и готовился стать военным летчиком: «Я сразу же бросил эту детскую забаву (курить — авт.) и стал заниматься физкультурой. Хотел стать сильным и здоровым. Раздобыл гири и во время утренней зарядки во дворе ворочал их. Образ летчика, обязательно физически крепкого, сильного, неотступно преследовал меня, во всем определял мое поведение... Вот только спортом мы занимались самостоятельно. Я — легкой атлетикой, зимой — лыжами и коньками...»

Физическая подготовка советского народа сыграла большую роль в исторической победе над фашизмом, в деле строительства социализма. Лишь о некоторых воинах, проявивших исключительную физическую подготовку, закалку и мужество, мы расскажем вам несколько ниже.

На стадионе «Динамо» в Москве установлена мемориальная доска, на которой золотыми буквами высечено: «Здесь, на стадионе «Динамо», в суровые дни Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 г. из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), героически сражавшейся на фронтах и в тылу врага с немецко-фашистскйми захватчиками». Сформированная из спортсменов, среди которых были знаменитые легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, боксеры Н. Королев и С. Щербаков, конькобежец А. Капчинский, лыжница Л. Кулакова, гребец А. Долгушин и другие, студенты и преподаватели Государственного Центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК), бригада защищала Москву, выполняла задания особой важности в тылу врага. 22 омсбоновца удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Вот один из боевых эпизодов. В январе 1942 г. подразделение лыжников-омсбоновцев приняло неравный бой с превосходящими силами фашистов у деревни Хлуднево Калужской области. Бойцы не отступили и героически сражались до последней капли крови. Последний из оставшихся в живых Л. Паперник взорвал гранатой себя и окружавших его гитлеровцев. За этот бой 22 воина-спортсмена посмертно удостоены ордена Ленина, а Л. Папернику присвоено звание Героя Советского Союза. На месте их подвига сооружен мемориальный комплекс.

Навечно в списки олимпийских команд страны записаны имена заслуженных мастеров спорта СССР, героически погибших на фронтах Великой Отечественной войны: это лыжница Любовь Кулакова, гребец Александр Долгушин, конькобежец Анатолий Капчинский, тяжелоатлет Владимир Крылов, борец Григорий Пыльнов, боксер Ливон Тимурян. В честь их памяти проводятся Всесоюзные турниры и соревнования.

В послевоенные годы Коммунистическая партия и Советское государство уделяют огромное внимание развитию физической культуры. Особенно важное значение для развития физкультурного движения имело Постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. Подчеркивая важность физической культуры в деле коммунистического воспитания трудящихся, партия поставила перед советскими физкультурниками в качестве главных задач широкое развитие массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Конкретные задачи физкультурного движения в условиях развитого социализма были указаны в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (1981 г.). «Главная задача физкультурного движения, всей системы физического воспитания — всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их .работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализма, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения».

В постановлении указывается на необходимость шире использовать физическую культуру для удовлетворения духовных потребностей советских людей, формирования активной жизненной позиции. Физическая культура должна стать действенным средством всестороннего гармонического развития личности.

Бурное развитие науки и техники в послевоенный период оказало большое влияние на все стороны жизни современного общества. Огромные изменения, вызванные научно- технической революцией в военном деле, были учтены в законе «О всеобщей воинской обязанности», принятом III сессией Верховного Совета СССР в 1967 г. Была введена обязательная начальная военная подготовка для юношей, начиная с 9-го класса общеобразовательной школы, сокращены сроки действительной военной службы.

Ф. Энгельс, излагая взгляды на сокращение сроков военной службы и физическое воспитание молодежи, указывал: «...в качестве эквивалента сокращенного срока службы, и самого существенного эквивалента его, следует считать лучшее физическое воспитание юношества».

Ф. Энгельс указывал, что при анализе подготовки призывников в короткие сроки «...люди обнаруживают, к своему собственному удивлению, как мало требуется времени, чтобы из физически развитого молодого человека сделать солдата».

Всестороннему физическому развитию молодежи, подготовке ее к труду и обороне Родины служит Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». В 1985 г. начал действовать усовершенствованный комплекс ГТО применительно к современным условиям нашей жизни и производства. Он состоит из двух самостоятельных и взаимосвязанных частей. Первая — комплекс БГТО (для учащихся 1—8-х классов), вторая — ГТО. ГТО состоит из трех ступеней: I ступень «Сила и мужество» — для школьников 9—11-х классов, учащихся техникумов и ПТУ (16— 17 лет); II ступень «Физическое совершенство»— для людей 18—39 лет и III ступень «Здоровье в движении»— для людей 40 лет и старше.

Новый комплекс направлен на всестороннее развитие и особенно на активное развитие выносливости. Значительно увеличены дистанции бега (до 3—5 км), удлинены дистанции в ходьбе на лыжах. И это не случайно. Выносливость является одним из важнейших физических .качеств, она необходима всем без исключения, особенно воинам армии и флота. Научно-техническая революция привела к перевооружению армии, к оснащению ее новейшей боевой техникой и термоядерным оружием, значительно повысила требования к физической и психологической подготовке воинов. Воинам, обслуживающим ракетные комплексы и подводные корабли, летающим на сверхзвуковых самолетах, атакующим с воздуха десантникам, нужны не только прочные технические знания, они должны уметь быстро и точно перерабатывать большой поток информации, быстро реагировать, точно и своевременно действовать, быть высоко бдительными, сполна отвечать за порученное им дело. Научно доказано и практикой проверено исключительно большое влияние физической подготовки на боевое мастерство воинов. Она является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания. Поэтому высоки и требования к их физической подготовке. Например, чтобы солдату получить отличную оценку, он должен в военной форме (в сапогах) пробежать кросс 3000 м за 12 мин 20 с, 100 м — за 14,1 с, подтянуться 12 раз.

Эти нормативы посильны значкисту ГТО, поэтому каждому юноше необходимо заранее готовить себя к военной службе, овладевать нормами комплекса. О необходимости овладения этими нормами говорит и второй факт. По приказу министра обороны СССР молодежь при поступлении в военные учебные заведения проверяется по физической подготовленности в объеме требований ГТО. К, тому же следует учесть, что в армии вместо комплекса ГТО введен Военно-спортивный комплекс (ВСК). Он направлен на достижение высокого уровня разносторонней физической подготовленности в сочетании с высокими морально-политическими и психологическими качествами, повышение боевого мастерства.

Качественная подготовка к сдаче норм ГТО поможет вам быстрее овладеть нормами комплекса ВСК и получить этот почетный знак воина-спортсмена.

Основным средством физической культуры являются специальные движения — физические упражнения. Рациональное и регулярное выполнение физических упражнений положительно влияет на совершенствование центральной нервной системы (ЦНС) — органа управления деятельностью организма, а также на другие органы и системы человека, на его физические и психические качества (схема).


Систематическая тренировка способствует развитию и совершенствованию нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие между двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательной системами человека. В результате в организме происходит ряд положительных функциональных изменений, приводящих к высокой работоспособности. Установлено, что у тренированных спортсменов, сердце в покое сокращается примерно 50—60 раз в 1 мин, выталкивая каждый раз 80—90 мл крови, тогда как у нетренированного человека оно сокращается 70—80 раз, выталкивая всего 50—60 мл крови. При большой физической нагрузке тренированное сердце может сокращаться в 4—5 раз чаще, чем в покое, тогда как нетренированное — только в 2—2,5 раза и при этом значительно дольше не приходит к исходному состоянию.

У спортсменов более чем на 1 л увеличивается жизненная емкость легких, ритм дыхания составляете—12 в 1 мин, тогда как у нетренированных он на 3—4 дыхания больше. Указанные изменения являются результатом улучшения нервной регуляции кровообращения и дыхания. Известно, что у нетренированных мужчин около 40 % общей массы — это мышцы, тогда как у тренированных их масса больше — около 50 %.

При занятиях спортом мышцы становятся более рельефными, кости и связки — более прочными, фигура — гармоничной и красивой. Ряд физических упражнений способствуют росту, особенно в юношеском возрасте, помогают исправлять сформировавшиеся или врожденные недостатки физического развития. Систематические занятия физическими упражнениями в сочетании с гигиеной и закаливанием повышают устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов (перегреванию, охлаждению, кислородному голоданию, токсичным веществам) и заболеваниям.


В табл. 1 приведены средние показатели физического развития юношей 16—17 лет, по которым можно сравнить ваши физические данные.

Занимаясь физическими упражнениями, очень важно учитывать особенности своего организма и возраста, соблюдать разумный режим деятельности и отдыха, регулярно проходить медицинские осмотры, советоваться со специалистами и врачом. Не следует забывать, что ваш организм — не копия взрослого человека, особенно в период полового созревания (12—16 лет), когда происходит бурное развитие организма: значительно увеличиваются рост, масса, мышцы, совершенствуются физические и функциональные возможности. Значительные изменения происходят в ЦНС, идет становление характера. Все это вызывает общее повышение возбудимости и значительное напряжение всей нервной системы, которая требует бережного отношения к себе.

Подросткам свойственно стремление к большим делам и результатам без учета своих реальных сил и возможностей. Поэтому возможны переутомление и срывы. При правильном подборе соответствующих упражнений ЦНС хорошо развивается и укрепляется. В юношеском возрасте мышечная работоспособность ниже, чем у взрослых, поэтому и время на отдых требуется во много раз больше, чем затрачено на работу. Так, 17-летнему тренированному юноше для отдыха нужно время в четыре раза больше, чем затрачено на работу, тогда как 20-летнему — всего в два раза. Юношам, особенно занимающимся самостоятельно, необходимо строго соблюдать основные физиологические принципы и методы физической тренировки. Тренировка — это планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям физических и морально-волевых качеств и способностей. Во время тренировочных занятий следует руководствоваться основными дидактическими принципами: сознательностью и активностью, системностью и последовательностью, доступностью и прочностью.

Чтобы занимающийся активно и сознательно участвовал в тренировочных занятиях, он должен ясно понимать цели и задачи занятия, значение физических упражнений для организма, уметь проводить самоанализ. Кроме того, могучим стимулом спортивного совершенствования является воспитание у занимающихся личного интереса к тренировке, высокого эмоционального состояния, которое обеспечивает активность и оптимальную настройку ЦНС.

Принцип системности обеспечивается последовательным и регулярным изучением отрабатываемых упражнений, прохождением изучаемых упражнений с нарастающей трудностью, использованием изученных и усвоенных упражнений Для овладения более сложными навыками. Причем сложность должна соответствовать уровню подготовленности, так как чрезмерная сложность может привести к ошибкам, а легкие упражнения не обеспечивают развитие физических качеств.

Высокая тренированность организма зависит от последовательного и систематического повторения правильно подобранных упражнений с постепенным усложнением условий их выполнения до возможного предела, а также от правильного сочетания занятий и отдыха, утомления и восстановления. В зависимости от возраста, подготовленности занимающихся, вида упражнений, внешних условий устанавливается количество повторений отдельных упражнений и интервалы отдыха между ними. Легкие упражнения выполняются большее количество раз с меньшим интервалом отдыха между ними, более сложные и трудные — наоборот, с меньшим числом повторений и с большим отдыхом. Очень важно, определить оптимальное количество занятий в недельных циклах с различной нагрузкой. В начальном периоде занятий целесообразно повторять упражнения с малыми, средними и большими усилиями. Предельные усилия допустимы после освоения необходимой координации движений. Нагрузки на протяжении занятия, недели, этапа или периода носят волнообразный характер: сначала постепенно повышаются, относительно стабилизируются на определенном уровне, затем снижаются и сменяются отдыхом. В зависимости от поставленной задачи тренировки, ее условий и средств восстановления такая «волна» имеет различную продолжительность (длину) и степень нагрузки (высоту).

Основой всестороннего развития новичков является общефизическая подготовка, осуществляемая преимущественно обще развивающими упражнениями. Каждое упражнение, как правило, оказывает многообразное влияние на организм. Для преимущественного развития определенного физического качества применяются специальные упражнения. Занятия специальными упражнениями в усложненных условиях содействуют воспитанию волевых качеств и повышают уровень физических качеств. Развитие физических качеств происходит постепенно и неравномерно. Сначала тренируя одно качество, мы развиваем н другие. По мере тренированности одно и то же упражнение может оказывать воздействие лишь на определенное качество или ограниченное число качеств.

Установлено, что в начале тренировочного процесса больше внимания следует уделять развитию быстроты, так как она наиболее разносторонне воздействует на организм, способствует лучшему развитию других качеств и формированию навыков. В дальнейшем ведущее значение приобретает качество выносливости, а позже — выносливости и силы.

Относительно тренированным юношам рекомендуется проводить комплексные занятия. Они включают различные виды спорта (упражнения) и проводятся круговым методом (рис. 1).

Занятия следует планировать заблаговременно, исходя из климатических условий и наличия материальной базы. Проведение занятий в различных местах, в парке, в лесу, на берегу реки или водоема повышает эмоциональность тренировки и способствует увеличению объема нагрузки.

Тренировки можно начинать в любое время года. Особенно целенаправленно следует использовать время каникул и отпусков. Когда и каким видом лучше заняться, подскажет табл. 2.


Очень важно суметь правильно спланировать самостоятельные занятия. Планирование должно начинаться с ясной постановки цели — чего вы хотите достигнуть в процессе занятий физическими упражнениями. Исходя из этого, нужно выбирать средства и рекомендации. В данном пособии по основным разделам даны примерные планы занятий в различные периоды круглогодичной тренировки (более подробно о планировании указано в разделе «Тренируйте выносливость»). Эти планы можно использовать как общие схемы проведения занятий. Для каждого занимающегося их следует составлять с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, конкретных условий. Планы должны быть направлены на решение определенной задачи подготовки.

Для тех, кто решил совершенствоваться в избранном виде спорта, стать спортсменом-разрядником, приводим некоторые общие советы.

1. Весь тренировочный процесс должен основываться на повторении занятий на протяжении, недели и месяцев, объединяемых в тренировочные циклы. Минимальное число основных тренировочных занятий (3—4 раза в неделю)—это малый тренировочный цикл (микроцикл).

В нем должны быть предусмотрены упражнения для приобретения и повышения общей и специальной физической подготовленности, овладения и совершенствования техники, а также для активного отдыха. Микроциклы повторяются столько раз, сколько необходимо для решения поставленной задачи определенного периода (1—3 мес). Затем переходят на другой микроцикл, если изменяется содержание тренировок или число дней (возможно то и другое).

2. При планировании тренировки по дням учитывайте нагрузки предыдущих и последующих занятий. Например, не рекомендуется совершенствовать технику после занятий с максимальными усилиями или направленных на развитие выносливости.

3. Выполнять упражнения с максимальными усилиями или бежать с максимальной скоростью следует только после достаточного освоения техники. В остальное время нагрузки должны быть в пределах 60—90 % от максимальных.

4. Работу над совершенствованием техники, быстроты движений, силы и гибкости целесообразно проводить на протяжении всего года.

5. В подготовительном периоде необходимо постепенно и надежно создавать прочный «фундамент» физической, волевой и технической подготовки. Объем тренировочных занятий должен непрерывно расти и достигнуть максимума к концу подготовительного периода.

Так как в данном блоге основное внимание уделено развитию физических качеств (выносливости, силы, быстроты) и прикладных двигательных навыков, обращаем так-же внимание на развитие гибкости. Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от эластичности мышц и связок, степень ее проявления особенно высока у подростков и младших школьников. У старшеклассников с возрастом гибкость ухудшается. Поэтому ее развитию необходимо уделять постоянное внимание.

При выполнении общих физических упражнений (отведения, вращения, наклоны, махи) развивается подвижность в суставах и эластичность мышц. Гибкость хорошо развивается в упражнениях с самозахватами и с помощью. Например: 1) отвести ногу назад, захватить за стопу, вывести колено вперед — вверх; 2) стоя у гимнастической стенки, одна нога в упоре на возвышенности, наклоны туловища к ноге и т. п.

Упражнения на гибкость— (на растягивание) выполняют после разминки (общеразвивающих упражнений), особенно в холодную погоду и в утренние часы. Упражнения на растягивание (2—4) выполняют по нескольку и даже десятки раз с постепенно увеличивающейся амплитудой и темпом. Эти упражнения следует делать свободно, с большой амплитудой, обращая большое внимание на расслабление мышц. Особое внимание обратите на подвижность позвоночного столба, тазобедренных и плечевых суставов, на укрепление и подвижность стоп.

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо пройти тщательный медосмотр в физкультурном диспансере или у врача, измерить исходные данные своего организма и занести их в дневник самоконтроля. Естественному вас возникает вопрос: с чего начать? Начинать рекомендуем с утренней гигиенической гимнастики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий